Этапы развития детской речи
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на
общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это
скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель -
закономерная улыбка. 3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым,
"гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор
взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. 4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на
эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится
продолжительным. 5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука,
"поет", меняя интонацию голоса. 6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый
слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок
прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает
знакомые голоса. 7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым,
использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. 8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один
из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение
одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п,
б, м, г, к, э, а. 9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью
жестов, с радостью играет в "ладушки". 10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум
1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной
ситуации. 11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных
слова", понятных в конкретной ситуации. 1 год. К этому сроку
нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных
слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй
маму", "где папа?", "дай ручку",
"нельзя"). 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок
понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке. 1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас
7-20 слов. 1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из
двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай
ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов. 2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела,
имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет
двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно
использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум
годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие
звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает
или заменяет. 2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты,
мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие
"один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях
("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной
конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит
звуки: с, з, л. 3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из
пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов.
Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов
- выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи
кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы
потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и
сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение,
задает вопросы о значении слов. 4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по,
до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов,
в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок
правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает
смягченное произношение согласных. 5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до
2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда",
"овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг
предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только
некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются
все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно
употребляет их в речи. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов,
в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые
словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются
грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот
период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова
на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким
образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление
и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития
ребенка, его успешного обучения в школе. |