Умение ползать
"Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы :
1. если ребенок к концу 1-го месяца жизни в вертикальном положении не может
на мгновение удержать головку ;
2. если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на
3. если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в
течение 1 мин;
4. если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище,
опираясь на предплечья;
5. если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с
живота на спину;
6. если к концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
7. если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;
8. если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти
вперед;
9. если к концу 11-го месяца он не может ползать на четвереньках.
Умение сидеть
Следует насторожиться, если
1. ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и
ножками;
2. к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в
вертикальном положении;
3. к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его
поднимают из положения лежа на спине;
4. к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда
его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;
5. к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;
6. к концу 9-го мес. при седении плохо удерживает равновесие или не может
повернуться вокруг своей оси;
7. к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.
Умение ходить
К врачу нужно обратиться, если
1. к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном
положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
2. к концу 6-го мес. в таком же положении не "пританцовывает";
3. к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;
4. к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки
манежа;
5. к концу 11-го мес. не может передвигаться, держась за опору;
6. к концу 12-го мес. не может сделать несколько шагов, держась за руки
взрослого;
7. к концу 13-го мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;
8. к концу 15-го мес. не может свободно пройти 20 шагов;
9. к концу 16-го мес. не бегает свободно;
10. к концу 20-го мес. не может без поддержки пнуть мяч;
11. к концу 30-го мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;
12. к концу 36-го мес. не может 1с без опоры удержаться на одной ноге.
Примерные упражнения при ходьбе
Для детей второго года жизни.
Первое полугодие:
- ходьба в прямом направлении у цели;
- по дорожке из клеенки, линолеума (ширина 25-
- по наклонной доске вверх и вниз (высота 10-15см, длина 150-
- с перешагиванием веревочки, ленты, палки, положенных на пол, позже положенных
на высоту 5-
- с восхождением на ящик, спусканием с него (10-15см).
Второе полугодие:
- ходьба стайкой (5-7 человек) за воспитателем;
- друг за другом;
- вдвоем, взявшись за руки;
- по кругу;
- с изменением направления, с перешагиванием ч/з обручи, палку, веревку (высота
12-
- по дорожке (ширина 25см);
- по наклонной доске (высота 15-20см, ширина 25см);
- по гимнастической скамейке (за руку с воспитателем);
- с прешагиванием "канавки" (переход с одного ящика на другой,
расстояние 10см);
- с подниманием на ящик (высота 15см);
- с предметом в руках.
3 года жизни
Первое полугодие:
- ходьба стайкой за воспитателем в разные стороны и в заданном направлении;
- с переступанием через веревку (палку, кубики, обручи);
- парами;
- по кругу, взявшись за руки;
- в колонне друг за другом;
- змейкой между предметами (стульчиками, кубиками, кеглями);
- по дорожке (ширина 15-
- по наклонной доске (высота 25-30см, ширина 15-20см);
- с перешагиванием предметов (высота 25-30см);
- "канавки" (ширина
Второе полугодие:
- ходьба по гимнастической скамейке;
- в колонне по одному;
- на носках, с предметом в руках;
- со сменой темпа и ритма;
- с остановкой и сменой направления;
- по извилистому шнуру, кирпичикам;
- с перешагиванием предметов (высота 25-30);
- "канавки" (ширина 15см);
- по бревну сос стесанной поверхностью (ширина
- на месте (шаг вперед, вбок, назад, кружится).
Формирование хватательных движений
При формировании осознанных ХВАТАТЕЛЬHЫХ ДВИЖЕHИЙ, следует насторожиться, если к концу
1. 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету,
который держат перед ним;
2. 3-го мес. не разглядывает свои ручки;
3. 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
4. 6-го мес. не может ухватить кубик;
5. 8-го мес. не может удержать между указательным и большим пальцам пуговицу
6. 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или
платок с головы;
7. 12-го мес. не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать
игрушку взрослому;
8. 18-го мес. не может построить башню из 3 кубиков;
9. 20-го мес. не может чертить прямые линии;
10. 24-го мес. не может отвинтить крышку от банки;
11. 33-го мес. не может аккуратно есть суп ложкой;
12. 36-го мес. не может налить воду в чашку.
Слух и зрение
Подзрения в нарушении СЛУХА И ЗРЕHИЯ могут возникнуть, если к концу
1. 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча
карманного фонарика вправо-влево;
2. 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за
погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
3. 3-го мес. не ищет глазами, откудазвенит колокольчик;
4. 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
5. 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его
зрения;
6. 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
7. 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
8. 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
9.10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
10.12-го мес. не проявляет интереса к автомашинам;
11.15-го мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
12.24-го мес. не может отличить сьедобное от несьедобного;
13.32-го мес. не может выложить кубики в одну линию.
Развитие речи
Признаки нарушения РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Если к концу
1. 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
2. 4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
3. 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не
пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые
мать называет ("Где папа ?");
4. 7-го мес. не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными
звуками;
5. 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и
слогов;
6. 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или
помахать ручкой в знак прощания;
7. 12-го мес. не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не
может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
8. 15-го мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и
"папа";
9. 20-го мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
10. 20-го мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
11. 29-го мес. не понимает разницу между словами "большой" и
"маленький";
12. 36-го мес. не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
13. 37-го мес. не может ответитьна вопрос, как его имя и фамилия.
Развитие ребенка в социальном плане
Обратитесь к врачу, если ребенок к концу
1. 1-го мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или
прижимает к себе;
2. 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
3. 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с
ним или улыбается ему; 4. 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
5. 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить
доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
6. 6-го мес. не проситься "на ручки", протягивая свои ручки к
взрослому;
7. 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
8. 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за
мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
9. 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает
смех окружающих;
10. 11-го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть
сухарь;
11. 12-го мес. не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив
свое отражение в зеркале;
12. 15-го мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно
удержать стакан и пить из него;
13. 19-го мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
14. 20-го мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
15. 21-го мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;
16. 24-го мес. не может сам вымыть и вытереть руки;
17. 29-го мес. еще не может словами попросить еду;
18. 30-го мес. не может один есть ложкой;
19. 34-го мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение "Я",
не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет."